ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Буковинский шедевр архитектуры.

Оригинал взят у deligent в Буковинский шедевр архитектуры.
Оригинал взят у zalgalina в Буковинский шедевр архитектуры.





Перед вами - бывшая резиденция митрополитов Буковины и Далмации.
Впервые, без соответствующей подготовки, увидев это каменное чудо - я была сражена наповал. Где я? В какой европейской столице? И можно зайти внутрь? Митрополиты? Откуда они здесь? Беглый рассказ экскурсовода мало что прояснил,тем более, что я не знала, что делать - слушать или смотреть. А смотреть было на что.
Но сперва - карта, имена и немного истории.



Зеленый цвет -  Буковина.Такое пограничное расположение и способствовало тому, что этот благодатный край постояно переходил "из рук в руки", начиная от молдавских князей и заканчивая румынскими королями, пока не стал Украиной.



В 1774 году Буковина, принадлежавшая к тому времени Турции, путем не очень длительных переговоров и без единого выстрела, вошла в состав Австрийской империи и стала хоть и Герцогством,но самой отдаленной и самой бедной провинцией государства, в котором католичество было господствующей религией. Естественно, что  сразу же же начались всевозможные церковные реформы, так как основное население Буковины было православным. Был образован Буковинский епископат и для епископа на окраине Черновцов,на небольшой горе, которая называлась тогда Доменик, была выстроена резиденция. Это было частично деревянное,а частично каменное строение. Именно в нем, в 1835 году был возведен в сан епископа Евгений Гакман.



Посмотреть на это событие (возведение в сан) собралось всё местное население, потому что нового епископа, которого  знали как обычного священника, все знали,любили и уважали. Был Евгений Гакман из самого, что называется, простого народа. У его отца - бедного буковинского селянина, не было даже фамилии. Все звали его просто - Горяк, так как семейный дом стоял на горе. Фамилию Гакман, т.е. хлебороб,селянин, будущий епископ взял от своего дяди-монаха, благодаря которому он и получил образование. Умного, старательного студента венского университета заприметил Император Франц Первый и пригласил преподавать румынский язые своему наследнику - будущему Императору Францу Иосифу Первому. Так Евгений Гакман получил доступ к сильным мира сего.
Всю свою оставшуюся жизнь после принятия епископского сана Евгений Гакман посвятил тому, чтобы его родина - Буковина получила статус независимой православной митрополии. Его усилия увенчались успехом. В 1873 году указом австрийского императора он был назначен первым митрополитом только что образованной Буковино-Далматинской митрополии. Правда,занять митрополичью кафедру он не успел, так как спустя два месяца после своего назначения скоропостижно скончался.



Вернемся на десятилетие назад.
В 1860 году епископ Евгений Гакман принимает у себя молодого чешского архитектора Йозефа Главку, который предоставляет ему на рассмотрение свой проект новой резиденции епископов, так какстарая резиденция очень быстро пришла в негодность.
Несколько слов про Йозефа Главку. Возможно,вы уже слышали это имя. Здание Венской оперы и еще более 150 строений в Праге,Вене и в других городах  спроектированы этим знаменитым архитектором.



Сумма проекта резиденции митрополитов, предложенного Йозефом Главкой  по тем временам была баснословно высокая - 1 830 000 золотых флоринов (за 20 золотых флоринов можно было купить отличного коня), да и масштаб работ был чрезвычайно велик, но епископ Евгений Гакман добился от австрийского правительства разрешения принять именно этот проект. Его  личные усилия,авторитет и влияние, которыми епископ пользовался в Вене сделали возможным  выстроить чудо архитектуры, которое в 2011 году было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Любуемся общим видом. (Фотопанорама из Википедии).
Все эти здания остались практически не поврежденные ни временем,ни войнами. Но теперь здесь располагаются: единственный в Украине философско-богословский факультет, географический,филологический и факультет иностранных языков Черновицкого Национального Университета им.Ю.Федьковича.



6 июля 1864 года Евгений Гакман торжественно заложил первый камень в фундамент резиденции - это была домашняя часовня епископа. Руководителем всех работ был назначен 33-летний Йозеф Главка.
Заходим через Главные ворота. Вход на территорию университета свободный. Если же вы хотите посетить помещения бывшего дворца митрополитов, то вам придется подождать, пока соберется народ на экскурсию. Плата чисто символическая - 20 гривен (почти 2 евро). Но вы можете фотографировать все, что вашей душе будет угодно.
Предлагаю вам воспользоваться моими услугами. Правда, я проведу вас везде виртуально, но абсолютно бесплатно.
Не пожалеете!



Но сразу же - необычное предупреждение - "На гравий не наступать". Центральная аллея из гравия,обсаженная с двух сторон акациями . Оказывается, обилие акаций на територии резиденции было заложено в проекте самим Йозефом Главкой. Для того, чтобы предотвратить скапливание подземных вод у фундаментов стен, он решил высадить  акации, которые имеют мощную корневую систему. Всасывая подземные воды своими корнями, акации предохраняют здания от разрушения. Кроме того, Главка разработал сложную дренажную систему, которая находится под толстым слоем гравия. Не знаю,разрешалось ли в прошлом веке ходить по этому "проспекту", но сейчас гравийная дорога всегда пуста.
Есть единственный день в году, когда этот запрет нарушается - это Первое сентября. Но нарушать его могут только первокурсники.
А вот запрет курить на территории университета не разрешается нарушать никому и никогда!



Все предупреждения сделаны.Поворачиваем налево.
Перед нами Семинарская церковь Трех Святителей - Григория Богослова,Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Не знаю, как вам,но меня в первую очередь поразил цвет зданий - коричневый кирпич. Это сейчас можно увидеть здания из подобного кирпича,  а в середине 19 века это было новшеством для данной местности. Возможно, Йозефа Главку посетила эта гениальная идея, когда он ездил по Европе и знакомился с шедеврами европейской архитектуры. А возможно, доминирующий коричневый цвет был выбран не случайно. Если походить здесь подольше,то обнаружится сплошная символика в деталях, в количестве окон, колонн, в орнаментах,в цвете. Мне,например, эта символика очень интересна. Жаль только, что нашлось очень мало соответствующей литературы.
Коричневый цвет - это цвет земли, а также - символ смирения. Ведь все -таки перед нами культовое сооружение.



Подходим ближе.
Как я уже говорила, для строительства резиденции нужны были баснословные деньги. Привоз строительных материалов издалека увеличил бы эту сумму. Тем более, что к Черновцам еще не было построено железной дороги. Поэтому Йозеф Главка организовал геологические экспедиции по Буковине в поисках местных материалов. Эти розыски у венчались успехом. В нескольких соседних селах были созданы специальные карьеры,откуда привозили камень для фундамента зданий. А в южных Карпатах были найдены залежи мрамора и черного алебастра. Здания резиденции строились из уникального кирпича. Недалеко от Турецкой площади ( которую я вам когда-то покажу) была небольшая гора, под которой построили кирпичный завод. Глину брали из этой горы, а песок привозили из реки Прут, которая протекала совсем рядом. Выжигалось 70 (!) видов кирпичей. И всё это - по эскизам Главки. (Еще будучи студентом,Главка подрабатывал на стройках, чтобы в совершенстве обучиться профессии каменщика и камнереза).
К каждому кирпичу предъявлялись особые требования. Его размеры и вес соблюдались неукоснительно. Кирпич к кирпичу притирали так, чтобы раствора, в который добавляли яйца и молоко, а иногда и падаль, был тоненький слой. А швы между кирпичами затирали до тех пор, пока песок не превращался в порошок и,соединившись с кирпичом, становился глянцевым. Глянец не пропускал воду, и, соответственно,кладка не разрушалась.



Йозеф Главка настоял на том, чтобы из Вены в Черновцы откомандировали 30 ремесленников-каменотесов. Которые вспециально созданной школе для строителей, обучали буковинцев всем тонкостям своего мастерства.
Это воистину была стройка века. Потому что строилась на века.

Входные ворота во внутренний дворик Семинарской церкви.
Чтобы попасть в храм проходим через великолепный чугунный ажур..



Колонны делали в городке Путне из так называемого, сирого камня (т.е.недозрелый мрамор). Привозили их на волах в специально сделанных для этого повозках. Колонны закрепляли не на растворе, а на свинцовой основе.
Мне эти своды напомнают своды в древнерусских палатах. И вообще - заметили ли вы, что здесь можно увидеть абсолютно все архитектурные стили (кроме модерна,конечно). Но всё это так отлично смотрится. Нет никакого смятения чувств, а наоборот - удивительное чувство гармонии и красоты.



Во дворик выходят окна зданий, в которых находилась семинария. На первых этажах происходило обучение семинарским наукам, а на втором были жилые помещения. Вплоть до Второй мировой войны здесь учились  будущие священники. Сегодня Черновицкий университет имеет единственный в Украине философско-богословский факультет.
И опять,смотрите - наверняка, в этих окнах и в пустых проемах заложена соответствующая символика. Я нашла одну очень интересную версию. Если кого-то  заинтересует - то напишу.Это связано с Новым Заветом.



Теперь о черепице. Как вы помните,Йозеф Главка, готовя свой проект,объезжал все Буковинские села. Но он не только искал строительные материалы,он еще и знакомился с народным бытом,традициями,ремеслами. Особенно его заинтересовали писанки.  Но всё это для того, чтобы здания зазвучали напевами буковинского народного творчества. И это ему удалось. Как и для производства кирпича, так и для черепиц был создан собственный завод. Причем,черепицы Главка заказал два комплекта, чтобы в будущем, через сотню лет поменять старую черепицу на новую. Но в 1940 году пришли "большевики", и эта запасная черепица бесследно исчезла. Во время реставрации была сделана новая черепица, которую заказывали, по-моему, в Чехии. Но она,конечно же, оказалось не того качества.



Мы находимся перед входом в Церковь Трех Святителей. После восхищенных вздохов, поднимаем голову и видим на самом верху нечто,не гармониующее сос трогими вертикалями и горизонталями.



Во время очередного землетрясения, которые здесь частенько бывают,каменный крест сместился со своего места. Но говорят, что он сместился строго по линии восток-запад. Наверное, потому и было решено его так оставить. Может, были и другие причины - не знаю, но в храм заходила с некоторой опаской, поглядывая наверх...



Храм действующий. Благодаря уникальной архитектурной конструкции здесь чудесная акустика. Впервые побывав здесь, я была уверена, что слышу запись какого-то столичного церковного хора. И только увидев несколько певчих с регентом поняла,как ошиблась. Ценители подобной музыки специально приходят сюда, чтобы насладиться божественным звучанием церковных песнопений.
Колокола местные,выливались в Черновцах. Для лучшего звучания в них добавлялись немного серебра и золота.



Деревянный иконостас сохранился в первозданном виде. Это,действительно, чудо, что он сохранился.,т.к.в 1950-х годах здесь находился электронно-вычислительный центр. Вы можете себе представить - в алтаре стояла огромная вычислительная машина ЭВМ! А вокруг ходили электронщики в белых халатах...
Затем,наверное, спохватились, ЭВМ-ы вынесли и сделали Музей истории университета, который просуществовал до 1991 года.



Церковь расписывали известные буковинские и австрийские художники.
Вход свободен для всех желающих. Особенно полюбилась церковь студентам. Считается доброй традицией венчаться, а затем и крестить своих чад именно под этими расписными сводами.



А мы пройдем еще раз под сводами внутреннего дворика и выйдем в огромный двор.



Здание, которое расположено с правой стороны от центрального входа (ныне IV корпус университета), до 1918 года было монастырем. Там была школа дьяконов с 1918 по 1940 год, небольшой музей церковного искусства,  первая типография буковинских митрополитов и небольшая фабрика по изготовлению свечек (сразу же, но совсем некстати вспомнился отец Федор с его мечтой о свечном заводике).



Сейчас в бывшей дьяконовской школе находится географический факультет.
Может,это совсем не по теме. Но не могу не сказать, что здесь, в этом здании, учился наш буковинский соловей Назарий Яремчук, народный артист Украины, который прожил всего 44 года...



Обратите внимание на часы. Часы и крест. Крайне редко на христианских храмах можно увидеть часы, потому что в храме время не измеряется.
Что хотел сказать этими часами архитектор Главка? Возможно,про быстротечность времени . Есть очень интересное предположение архитектора Коротун И.В. Она считает, что по замыслу Главки резиденция митрополитов - это модель в миниатюре Святого города Иерусалима. Семинарский корпус и церковь - это аналог храма Соломона. А напротив - здание современного геофака - аналог Римской претории. И часы на этом здании означают тщетность именно МИРСКОЙ власти. 
Есть над чем поразмыслить Правда?



А обратили ли вы внимание на орнамент из звезд Давида под крестом? Я уже называла сумму, которая была необходима для строительства резиденции - 1 830 000 золотых флоринов, что по тем временам переводилось в 1 400 000 золотых рублей. Часть выплатил,так называемый,Религиозный фонд. И еще огромную сумму добавила еврейская община Черновцов.
О чем и напоминают эти звезды.



Думаю, что теперь нам необходимо прервать нашу экскурсию. Хотя,честно скажу, я делаю это с сожалением, но не хочется злоупотреблять вашим вниманием.
Оглянемся еще раз на великолепный купол церкви Трёх Святителей, - мы уже стоим с вами перед дворцом митрополита.




Tags: архитектура, история
Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments