ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)

Оригинал взят у abd56 в ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)
Оригинал взят у viktorshestakov в ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)
Оригинал взят у kolybanov в ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)
Автор - Парашутов. Это цитата этого сообщения
ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)

Историки считают творческую судьбу художника-передвижника Лукиана Попова «благополучной» - выпускник Академии художеств и ученик В.Маковского, участник Товарищества передвижников, один из самых именитых художников Оренбургского края. Как написано в аннотации книги искусствоведа Татьяны Орловой, посвященной художнику и выпущенной в 2009 году Оренбургским книжным издательством, это был «блестящий мастер сюжетно-тематической картины, умеющий соединить социальную остроту своих картин с высочайшей художественной культурой и подлинным профессионализмом».
Но, увы, Попов не занял достойное место ни в истории русской живописи, ни в ряду всемирно известных художников – передвижников. Объяснения этому, конечно же, можно найти. Одной из причин было то, что художник умер очень рано. Второй считаю то, что после окончания Академии Попов вернулся в родной Оренбург, который на рубеже веков считался «далекой глубинкой». Ну, а третья и, пожалуй, самая главная состоит в том, что советские искусствоведы «записали» художника в разряд «социальных художников», воспевающих «острые социальные проблемы современной действительности и пробуждение революционного движения на селе». Хотя на самом деле картины с «политическим подтекстом» были, действительно, написаны в период революционных волнений 1905 года, но они абсолютно не типичны для творчества художника и являются небольшим периодом в его творчестве.
В Большой Советской Энциклопедии, выпущенной в 1961 году, Ф.Рогинская и Л. Попов писали: «В своих жанровых картинах, появлявшихся на выставках из-за цензурных соображений под нейтральными названиями, Попов стремился показать революционное движение в деревне, во главе которого встал рабочий, передать революционные сдвиги в мировоззрении и типичные черты духовного облика русского крестьянства в начале 20 века». У меня такое ощущение, что названия картин «Вставай, подымайся...», «Социалисты», «Агитатор» тоже были придуманы советскими искусствоведами, поскольку в каталогах Передвижных выставок эти картины носят другие (как было указано выше – нейтральные!) названия. К тому же, считая Попова «революционном художником», страна Советов выпустило о его жизни и творчестве только две брошюры, а большая часть его творческого наследия сосредоточена в родном Оренбурге. Правда, Русский музей в Санкт-Петербурге может гордиться тем, что имеет в своей коллекции четыре работы Попова, но, опять же предполагаю, что они пылятся в запасниках.
Давайте вместе попытаемся проследить хронологию жизни и творчества Лукиана Попова.

Лукиан Васильевич Попов

8 (22) октября 1873, с. Архангельское, Оренбургская губерния – 7 (20) мая 1914, Оренбург



Иван Куликов Портрет Лукиана Васильевича Попова. 1900 г.

Русский живописец, жанрист и пейзажист начала XX века, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Лукиан Попов родился в крестьянской семье пахаря в селе Архангельское (еще в источниках упоминается название села, как Архангеловка), которое расположено было в 36 верстах от Оренбурга. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца трехлетнего мальца призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург, но своей малой родине художник будет предан до конца дней.




Юность

Из статьи, опубликованной в начале ХХ века в газете «Оренбургская жизнь», известно, что родители отдали Лукиана сначала в приходскую школу, затем - в городское трехклассное училище. Впрочем, мальчик после второго класса бросил училище и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине Курникова. Там он попал, как пишет оренбургский журналист, «в мир книг, красок, кистей и картин». В это время Лукиан познакомился с местным художником по фамилии Мехед, который стал для парня первым учителем рисования. Лукиан с упоением трудился в иконописной мастерской, которую держал Мехед. Позже художник напишет портрет Мехеда, эта картина упомянута в нескольких статьях о Попове. А еще мне интересно, кем доводится этому оренбуржцу Мехеду заслуженный художник Республики Адыгея Владимир Михайлович Мехед (23 марта 1924 – 1998) – потомком или однофамильцем?!.
Датирование событий юношеских лет, проведенных в Оренбурге, очень приблизительно и порой неопределенно.
Неоспоримым фактом биографии Попова является то, что в 1892 году в Оренбурге проводилась выставка картин Любительского кружка самарских художников под руководством художника I степени Федора Емельяновича Бурова (12 мая 1845 – 16 апреля 1895). И то, что в этом же году в Оренбурге побывал проездом в своей поездке на этюды уже известный художник - пейзажист Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 — 23 января 1933).
Оба события произвели на молодого человека большое впечатление и сыграли решающую роль в его желании стать профессиональным художником.
Необходимо сказать несколько слов о самарском художнике Федоре Бурове, который был не только талантливым живописцем, но и известным в своем городе педагогом. В 1891 году он с разрешения властей открыл в Самаре «Классы живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по собственной программе. Состав учащихся его рисовальной школы был разнообразным, но в основном это были ремесленники, прислуга и крестьяне. Учились в его школе и женщины. Несмотря на то, что школа просуществовала всего четыре года (в 1895 году Буров умер от туберкулеза), многие его ученики впоследствии стали известными художниками. В «классах» Бурова обучались, например, Кузьма Петров-Водкин и Константин Горбатов.
Кроме рисовальной школы Федор Буров организовал в Самаре кружок из местных художников, которые стали организаторами первых городских художественных выставок. Позднее эти выставки помимо Оренбурга экспонировались в Симбирске, Сызрани и других городах.
Что касается Апполинария Васнецова, то историки утверждают, что Попов встречался и общался с художником. Да и сам факт посещения Васнецовым оренбургского края подтверждается рядом его работ, выполненных в 1892-93 годах, среди которых чаще всего упоминается картина «Оренбургские степи» (1893).
Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и молодой Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в Петербург.

Академия художеств. Петербургский период.

В столицу империи Попов попал только спустя два года после той «судьбоносной» встречи. В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в которой проучился два года. В 1896 году (по некоторым данным – в 1897 году) Лукиан Попов без труда поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств (во многих источниках название этого заведения считается синонимом самой Академии художеств). Его основным педагогом был Владимир Егорович Маковский, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика. Благодаря Маковскому, Лукиан выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров - жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.
В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург. Во время учебы Лукиан очень сдружился с однокурсником, художником Иваном Куликовым (1 апреля 1875 – 15 декабря 1945), который был родом из Мурома Владимирской губернии. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове. Именно благодаря этой дружбе, мы имеем портрет Попова с усиками и в модной шляпе, написанный Куликовым в 1900 году. На старших курсах Куликов перешел от Маковского в мастерскую Репина и даже ассистировал Мастеру в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Уже при советской власти, в последние годы жизни Иван Семенович вернулся к себе на родину, преподавал в художественной студии Мурома и являлся одним из основателей городского краеведческого музея.
Историки пишут, что портрет Попова написал также художник Александр Моравов (8 декабря 1878 – 23 февраля 1951). Но эту работу я не нашел. К тому же удивился, что сам Попов, занимаясь жанровой и портретной живописью не оставил в своем наследии автопортретов.
На третьем курсе Академии, в 1899 году, за картину «Затопило» Лукиан получил премию им. Н. С. Мазурина на конкурсе Московского Общества любителей художеств. С этого же года Попов в течение пяти лет участвовал в выставках этого Общества и традиционных выставках Академии.
В 1901 году внимание публики и критики привлекла картина «Дети», которую искусствоведы посчитали автобиографической, поскольку художник отобразил судьбу мальчиков, которых нужда в крестьянских семьях вынудила в раннем возрасте покинуть отчий дом, уйти в город, чтобы работать в услужении в магазинах и кустарных мастерских.
В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые принял участие в XXVIII выставке Товарищества передвижников (официально это называлось – стал экспонентом. После окончания Академии в 1903 году молодой художник стал действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и принимал участие в этих выставках до самой смерти. Оренбургские краеведы с гордостью пишут, что «честь быть членами этого Товарищества выпадало на долю немногих художников».



Лукиан Попов Одухотворённый пейзаж 1900-е гг. частное собрание

В 1902 году Лукиан Попов закончил успешно Академию, представив на суд академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж.
Весной 1902 года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 картин, эскизов и набросков. Газета «Оренбургский листок» писала: «В картинах Попова особенно рельефно выступает стремление подражать своему учителю В. Маковскому. …Детям очень нравится его картина «Мать у колыбели». Так как наш молодой художник отправлен Академией художеств за границу, то можно ожидать, что его талант, который бесспорно есть, - разовьется».



Лукиан Попов Сотрудники журнала "Нива".

В этом же 1902 году Попов отправился, как пенсионер Императорской Академии художеств за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году, вернулся в Оренбург, где и прожил до конца жизни.

Оренбургский период

Зимой 1905 года городская дума Оренбурга разрешила художнику взять в аренду участок в 200 кв. сажен (архивы уточняют - по цене 10 копеек за кв. сажень) в Зауральной роще на берегу Урала, для устройства там «мастерской для художественных работ».
Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. Судя по всему, в это же время художник женился на Вере Васильевне Поповой (девичья фамилия неизвестна), потому что один из первых портретов его жены датирован началом 1900-х годов.



Лукиан Попов Портрет жены в пёстром платке. 1900-е гг. Оренбургский музей изобразительных искусств

Художник неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства». Именно в 1904-08 годах появились работы, которые потом искусствоведы назовут «посвященными непосредственно революционному движению в деревне». Среди этих работ - картина, обозначенная в каталоге XXXIV Передвижной выставки, как «К закату» (1906), на которой крестьяне слушают агитатора-революционера. Историки пишут, что на самом деле художник назвал картину «Агитатор в деревне» (хотя встречается еще и название «Оратора слушают», что более ближе к сути происходящего). К тому же, оратор и агитатор – слова с разными определениями.
Хотя, скорей всего, это обычный сельский сход, да и центральной фигурой здесь является старый крестьянин, а не юноша, которого определили в агитаторы. И название может говорить не только о «закате царского режима», но и о возрасте героев картины.



Лукиан Попов К закату (Агитатор в деревне). 1906 г. Пермская художественная галерея

Еще одна «политическая» картина была представлена на XXXV выставке Товарищества в Петербурге под названием «В деревне» (1907). Историки пишут, что это название было поставлено «в связи с цензурными условиями», но уточняют, что в последующие годы картина была выпущена в виде открытки под настоящим названием – «Вставай, подымайся!». Хочется спросить историков, а что, выпуск открытки цензура проморгала? И на самом ли деле Попов хотел показать «революционность жителей деревни»?

Зимой 1908 года в Оренбурге состоялась очередная выставка Товарищества передвижников, где было представлено более ста работ Репина, Маковского, Киселева, Дубовского, Волкова, Шильдера и др. В рамках этой выставки была показана и персональная экспозиция работ Попова.
Корреспондент «Оренбургской газеты» писал: «Выставка картин Л.В. Попова начинает заинтересовывать наше общество - по будням число посетителей иногда достигает 90 человек, а в воскресенье оно дошло до 350. Явление, конечно, весьма отрадное для нашего города».



Лукиан Попов Непокойная ночь.



Лукиан Попов Жених. 1904 г. Оренбургский музей изобразительных искусств

Нужно отметить, что руководство Коммерческого собрания бесплатное предоставило зал для выставки, а весь сбор от продажи билетов поступил в пользу сельских школ Оренбургской губернии.
Местные критики в прессе написали о Попове, как о «ярком образчике выдающейся энергии, трудолюбия и таланта. Без гроша в кармане, богатый только твердой верой в свое художественное призвание, молодой человек в девяностых годах отважно отправился в Петербург и поступил в рисовальную школу общества поощрения художеств».
В конце ноября этого же 1908 года в Оренбурге в помещении коммерческого собрания состоялась еще одна персональная выставка Попова, на которой были представлено около ста картин художника, большинство из которых было предназначено для выставок в Петербурге и Москве.
Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."



Лукиан Попов Дедушка помогает внучке с домашним заданием. частное собрание

Выступал Попов и в роли педагога, он преподавал рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. В одной из биографий художника недобросовестный биограф написал, что Попов окончил этот кадетский корпус еще в 1891 году, хотя в это время он работал приказчиком в магазине (Вот так и рождаются домыслы и искаженные факты!).

В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Это творческое объединение художников Петербурга было основано по инициативе и на средства самого Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Общество ставило задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своем художники-пейзажисты. Общество организовывало выставки, приобретало работы художников и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. Среди членов Общества были весьма именитые живописцы – В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский и др. Общество Куинджи было упразднено в 1930 году путем слияния с другими обществами в «Цех художников».
В январе 1910 года Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые пользовались большим успехом.



Лукиан Попов Товарищи.

Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.



Лукиан Васильевич Попов - академик живописи. 1912 г.

О творчестве

Попов, как ученик Маковского, избрал жанр, в котором работал его учитель - жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке он бытописал жизнь как интеллигенции Оренбурга, так и жизнь оренбургского крестьянства.



Лукиан Попов Тряпичники - нищие. Оренбургский областной музей изобразительных искусств



Лукиан Попов Девочка - крестьянка с ребенком и корзиной в руках.

Отдельной темой выступает в творчестве художника тема крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей (здесь я могу согласиться с социально-политической подоплекой картин) художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.



Лукиан Попов Переселенцы зимой. начало 1900-х гг.



Лукиан Попов Переселенцы. Гроза. 1900-е гг.



Лукиан Попов Ходоки на новые места. 1904 г. Пермская художественная галерея

Писал Попов и пейзажи, изображая тонко с большой любовью к местной природе «и марево разогретого степным солнцем воздуха летом, и свежесть морозного воздуха зимой».



Лукиан Попов Городской пейзаж.



Лукиан Попов Зима. 1909 г.

Как портретист, Попов умело передавал характер и настроение модели, раскрывал психологическое состояние, давал точную социальную характеристику. В портретах Попов предпочитает поясной срез фигур, как бы приближающий их к зрителю.



Лукиан Попов Женщина, примеряющая кольцо. 1901-04 гг.



Лукиан Попов Женский портрет.



Лукиан Попов Девочка в красном сарафане. 1900-е гг. частное собрание

Много писал Лукиан свою супругу.



Лукиан Попов Портрет жены в красном сарафане. 1908 г.

Но доминирующей в творчестве художника оставалась все-таки жанровая живопись. Большое место в творчестве Попова занимают произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников. В работах, посвященных интеллигенции, почти всегда наличествует мотив дружеской беседы, а часто и спора. Мотив спора искусствоведы часто трактуют, как поднимание вопросов о судьбах русского народа и России вообще.



Лукиан Попов Приятели. 1907 г.



Лукиан Попов Своя компания. 1904 г.

Искусствоведы в качестве примера называют картину «Социалисты» (1908), я, увы, не нашел такой картины, либо она тоже имеет второе «нейтральное» название. На этой картине изображено нелегальное собрание, в котором участвуют студенты, профессиональные революционеры и рабочие. Еще чаще всего в разряд «политических» картин причисляют полотно «Где же истина?».



Лукиан Попов Где же истина? (Искатели истины). 1903 г. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Лукьян Попов Под красным светом. 1910-11 гг.

Интересный факт, но в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов написал портрет Государя Императора Николая II.
Вот и пойми, за революционеров был художник или за царя?!
Среди наиболее известных работ, принесших живописцу широкую известность и популярность, называют картины «Взяты» (1904, Русский музей) и «Луга затопило» (1908, Оренбургский художественный музей).



Лукиан Попов Взяты. 1904 г. Русский музей



Лукиан Попов Луга затопило. 1908 г. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Последние годы

В начале 1910-х годов художник странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, много ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи.



Лукиан Попов В святые места. 1911 г. частное собрание

В его творчестве появляется религиозная тема. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.
Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
В конце 1913 года в оренбургской учительской семинарии состоялось освящение домовой церкви, оборудованной на средства купца Н.Н. Андреева. Все иконы для церкви написал Лукиан Попов.

Понять, почему художник обратился к религиозным темам, можно, если знать о семейной трагедии Лукиана Васильевича. Эта трагедия стала известна, благодаря книге «Воспоминания о передвижниках» художника – передвижника и мемуариста Якова Даниловича Минченкова (1871—1938). Думаю, что эта трагедия и развивающиеся за ней события и стали причиной преждевременной кончины художника.
Минченков описывает вечер, когда товарищи-художники собрались за общим столом помянуть Попова и других ушедших коллег. Тогда-то художник-пейзажист Николай Никанорович Дубовской, с 1889 года возглавлявший Товарищество передвижников, рассказал, что пережил Лукиан Васильевич в последний год своей жизни.

Ниже привожу фрагмент из книги Минченкова.
У него (Попова) был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына. От рассказа многие вздрогнули, а Дубовской добавил: Так вот что пришлось испить от жизни нашему товарищу и отчего, возможно, он и ушел от нас, а все считали его по виду здоровым, цветущим и уравновешенно-спокойным.

Потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».
Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей - своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».

Спустя чуть более месяца после этого письма и закрытия выставки, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
В сороковой день со дня смерти художника газета «Оренбургская жизнь» написала:
«Сколько задуманных вещей, сколько начатых, сколько копошилось идей - не пришлось осуществить. В первые годы учения жизнь была ему мачехой, такой осталась она и в последние дни расцвета сил, когда он уже был академиком. Много было невидимых рук, сыпавших на его голову удары за ударами... Можно сказать: он носил в душе трагедию и ее унес в могилу».
Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.

Возвращение забытого имени

Интерес к забытому после смерти художнику в середине 1940-х годов вернул журналист и председатель Оренбургского Союза художников Сергей Андреевич Варламов, который наткнулся на имя Попова в уже упомянутой выше книге воспоминаний Якова Минченкова.
Варламов выступил по областному радио, и на это выступление откликнулись лично знавшие Попова художники Н.В. Кудашев и братья В.М. и Н.М. Ледяевы, которые в свое время посещали студию Попова в Зауральной роще и у которых имелись работы художника.
Варламов же вместе с тогдашним директором местного краеведческого музея (1946-1957), журналистом, педагогом и краеведом Андреем Яковлевичем Борисовым (16 (29) октября 1897 –27 декабря 1968) собирали работы художника по всему краю. На весьма скромные средства краеведческого музея скупались произведения художника у его семьи и частных лиц.



Лукиан Попов В саду. 1911 г.

В 1960 году, когда был организован Оренбургский областной музей изобразительных искусств, картины Попова были переданы в его фонды и стали основой музейного собрания. В музее находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея.



Лукиан Попов Крепкий сон. 1912 г. Оренбургский музей изобразительных искусств

Кроме того, картины Попова хранятся в Русском музее и музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, Самарской картинной галерее, Рыбинском художественном музее-заповеднике.

Источники – Википедия, БСЭ и электронные энциклопедии, статья Татьяны Судоргиной в газете «Вечерний Оренбург» (1998), статья Владимира Трифонова в газете «Вести» (С-Пб), статья Татьяны Орловой на сайте art.ufanet.ru, книга Ф.С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок», сайт Оренбургского музея изобразительных искусств, сайты izomuseum.56web.ru и artinvestment.ru.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru




Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments