ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Дорога в Вардзию, крепость Хертвиси, ущелье Мтквари, Грузия.

Оригинал взят у deligent в Дорога в Вардзию, крепость Хертвиси, ущелье Мтквари, Грузия.
Оригинал взят у kucheryavchik в Дорога в Вардзию, крепость Хертвиси, ущелье Мтквари, Грузия.
Пещерных монастырей, как Вардзия, в Грузии много. К примеру, монастыри Давид-Гареджи и Уплисцихе. Вардзия привлекает туристов не только полуразрушенным пещерным монастырём, но и фантастической красотой окружающей природы. Драматические ландшафты из каньонов, скал и разрушенных крепостей разворачиваются перед пассажиром такси по пути в Вардзию. Будто одержимый, я регулярно просил остановить такси и выбегал неистово фотографировать. Рассказ о монастыре Вардзия будет неполным, если не рассказать о дороге к нему.

Ущелье реки Мтквари по пути из Ахалцихе в Вардзию.

Загнанный в тупик на юго-западной окраине Грузии, монастырь Вардзия ещё совсем недавно был скрыт от фотоаппаратов массовых туристов труднодоступностью своего местоположения. Из-за близости к турецкой границе посещение Вардзии в советское время было ограничено группами лояльных режиму туристов. 60-километровый путь из Ахалцихе до Вардзии, по слухам, занимал целых 2,5 часа!

Дорога из Ахалцихе в Аспиндзу.
Популярность Вардзии резко возросла после того, как из Ахалцихе сюда была проведена новая автомобильная дорога. Инфраструктурная инвестиция открыла дорогу к пещерным кельям для автобусов с западноевропейскими туристами и праздных отдыхающих, приехавших в Вардзию в Боржоми на дневном такси-туре.

Долина реки Мтквари в окрестностях Ахалцихе.
Дорога в Вардзию начинается в Ахалцихе – средних размеров городе с узловым автовокзалом и крупной крепостью, восстановленной совсем недавно по мнениям археологов в размерах и формах 16 века. Популярное место для однодневных школьных экскурсий.

Ахалцихе был столицей подконтрольной османской империи области в границах завоёванного княжества Месхетия. В Ахалцихе турки контролировали важное пересечение торговых путей. Здесь сходятся дороги из Турции и Армении, а на север уходит дорога на центрально-грузинскую равнину и дальше, в сторону Тбилиси.


В Ахалцихе дороги разделяются. Одна дорога уходит в Адыгени и дальше, через трудный перевал Годердзи в сторону Аджарии. Другая дорога уходит на юго-восток и ведёт в сторону Армении. Трасса на юго-запад соединяет Грузию с Турцией.

Природа к северу и югу от Ахалцихе сильно отличается. На севере преобладают лесистые горы. В таком окружении расположен Боржоми. Национальный заповедник вокруг Боржоми предлагает многодневные пешие походы по лесам.

К югу от Ахалцихе климатическая зона меняется буквально на глазах. Пейзаж становится всё более суровым. Вместо лесов склоны гор обнажают красную каменистую почву. Склоны гор в основном голые, либо поросшие мелким кустарником. Таксист утверждал, что турки, во время осады в 16 веке, сожгли все деревья и тем самым изменили экосистему.

Дорога к Вардзии пролегает по невероятно живописной долине реки Мтквари. Она была построена чуть ли не в этом году. Красивая, новая трасса покрыта ещё неизношенным тёмно-серым асфальтом. Дорога огибает скалы и петляет между горами вдоль течения реки Мтквари.



Трасса выходит из Ахалцихе и начинает движение на юг по широкой долине. По мере продвижения горы становятся всё более крутыми и скалистыми. Дорога петляет по отвесным скалам, проходит через ущелья, на дне которых ледяная река Мтквари гремит через пороги. О красивой природе трудно писать. Её нужно просто видеть.



С 13 века грузины сражались в пределах своих границ с турками. Для защиты юго-западного региона Месхетия были построены многочисленные крепости. На расстоянии друг от друга так, чтобы передавать сигнал об атаке с помощью сигнальных костров. В окрестностях Ахалцихе до сих пор сохранилось много руин таких крепостей.

Не доезжая Вардзии, наш таксист делает первую остановку. Тонкий скалистый выступ над местом слияния рек Мтквари и Паравани венчают полуразрушенные стены древней крепости. Одна из сети крепостей, рассыпанных по долине Мтквари, Хертвиси контролировала пересечение двух торговых путей из Турции и Армении в Грузию.

Крепость Хертвиси контролировала пересечение торгового пути из Армении в Турцию.
При подъёме к крепости подстерегает опасность. Крутой склон полностью – абсолютно полностью, везде! – застлан свежим навозом. На рассвете здесь паслось несколько стад крупных рогатых животных, оставив после себя ароматную скользкую дорогу к крепостным воротам.

Внутри крепости ничего нет, вход на территорию бесплатный. Сохранились лишь стены. С помощью воображения можно представить себе, как выглядела эта крепость в былые времена.

В качестве бонуса можно попрыгать по камням и сфотографироваться над обрывом. Отсутствие всяческих ограждений над отвесными обрывами не гарантирует безопасность посетителей. Разбалованный избыточными мерами предосторожности европейский турист ощущает в этом месте полную свободу/безнаказанность и с непривычки может почувствовать лёгкое головокружение.

Оставив Хертвиси позади, мы продолжили движение в сторону Вардзии. Долина между горами сужалась, пока мы не достигли настоящего ущелья.

60-километровая дорога до Вардзии занимает около 40 минут по очень качественной дороге. Тот же маршрут до строительства новой дороги занимал 2,5 часа! Как и везде по Грузии, автомобильная дорога до Вардзии подверглась тщательному ремонту в последние несколько лет. Резкие повороты ограждены отбойниками, перед опасными пешеходными переходами движение замедляют «лежачие полицейские».

В Грузии не принято останавливаться перед преградами. При виде отары овец водитель, как правило, сигналит, чуть сбавляет скорость, и, не дожидаясь, пока овец уберут с проезжей части, расталкивает животных бампером. При выходе на обгон перед поворотом с ограниченной видимостью водители обязательно сигналят и прибавляют газу. То же касается и так наз. «лежачие полицейских»: водитель тщательно пытается объехать «полицейского» так, чтобы не пришлось сбавлять скорость. Положение большинства ограничителей скорости таксистам известно заранее.

Наш водитель Арик по грузинской традиции никогда не останавливался перед «лежачим полицейским». В местах, где он знал о дорожных преградах, он заведомо снижал скорость и объезжал «лежачего полицейского» по обочине или встречной полосе. Но на новенькой дороге в Вардзию «полицейские» появились совсем недавно, так что Арик не успевал вовремя свернуть на встречную полосу, и несколько раз мы бились головой о крышу его «фольксвагена». Арик извинялся, оправдываясь тем, что «лежачие полицейские» положили на прошлой неделе, и он ещё не успел к ним привыкнуть.

Обратите внимание на качество дорожного покрытия в абсолютной глуши Грузии!
В разговорах, которые, так или иначе, приходится вести в грузинском такси, Арик искренне удивлялся, каким образом в Германии следят за машинами так, что его пятнадцатилетний «гольф-3» находился в идеальном состоянии. На обратном пути такси налетело на тот же самый «лежачий полицейский», и вместо того, чтобы сбавить скорость, таксист лишь возмутился, что «полицейских» кладут в неожиданных местах! Наивный, он и не подозревал о том, что торможение перед дорожными преградами в Германии не расценивается как мужская слабость водителя, а лишь способствует сохранности авто.

К концу поездки чудо немецкой промышленности всё-таки дало сбой. Трофейный «гольф» несколько раз прокашлялся и заглох. Машина не заводилась. Наше такси остановилось в нескольких километрах от окраины Ахалцихе.

Таксист Арик хватался за голову, стонал, открывал и закрывал капот, ругался русским матом, пытался завести мотор снова, потом снова ругался матом. Вызов механика стоил Арику всех денег, что он заработал в тот день на поездке с нами. Механик взял с него двойной тариф за то, что ему пришлось сесть за руль пьяным. Если бы механика остановила полиция, он заплатил бы большой штраф. За свой риск механик хотел соответствующей оплаты.

Механик заменил какую-то электронную деталь, и пятнадцатилетний «фольксваген» ожил. Весь обратный путь в Боржоми Арик ругался грязным матом. Из того дня наш таксист вынес урок, что владелец «гольфа-3» всегда должен иметь определённую запасную деталь, а я выяснил, что в третьем мире существует рынок новых нелицензированных запчастей для подержанных автомобилей.

Думаю, что сейчас, спустя полгода, Арик уже выучил расположение всех лежачих полицейских на новой трассе до Вардзии и возит своих пассажиров мягче. Интересно, какие они – зимние пейзажи Грузии?

Больше репортажей о Грузии, Армении и отдельных городах по пути моего транскавказского путешествия - по ссылкам!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments