ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Шартрский собор (скульптура, часть вторая)

Оригинал взят у philologist в Шартрский собор (скульптура, часть вторая)
Оригинал взят у vita_colorata в Шартрский собор (скульптура, часть вторая)

Идея подчинения декора архитектурному замыслу привела к тому, что сложилась система расположения скульптуры, определенный канон.
В центре главного фасада была фигура Христа, по сторонам фигуры-столбы апостолов.



В тимпане Христос во славе.



Любопытно изображение царства небесного под ногами Христа и Богоматери в виде крепостной стены. Город даже на небе не мыслился без укрепленной защиты.



Итак, вся видимая глазу поверхность стен изукрашена разнообразно и поучительно.



Когда в начале 12 века немецкий монах Теофил писал трактат "О различных ремеслах", то он стремился не столько обучить ремесленников и художников, сколько показать, что техническое умение есть божий дар.  Архитектор в эти времена был личностью уважаемой, его считали ученым и называли мэтром. Атрибутами архитектора были наугольник и циркуль. И организовать такую большую стройку было нелегко.
Строительство собора было гигантским трудом многих людей. Несомненно, что это требовало небывалого энтузиазма.
Жан ле Гофф любопытно пишет об участии всех слоев  общества в строительстве соборов :
"Среди многочисленных свидетельств имеется знаменитый рассказ Робера де Ториньи о строительстве кафедрального собора в Шартре:"В этот год люди принялись тащить на своих плечах телеги, груженные камнем, лесом, съестными припасами и другими предметами для сооружения церковных  башен... Сначала это происходило в Шартре, а затем почти во всем Иль-де-Франсе, Нормандии и многих других местах..." В том же году Аббат Эмон описывает такое же зрелище в Сен-Пьер-сюр-Див в Нормандии:" Короли, принцы, люди, могущественные в миру, отягощенные почестями и  богатством, мужчины и женщины знатного происхождения склоняли свои надменные выи и впрягались цугом, на манер животных, в телеги с вином,пшеницей, маслом, известью, камнем и прочими продуктами, необходимыми для поддержания жизни или постройки церквей".

Строительство  было общим богоугодным делом. Кроме того, нужно было искупить свои грехи, поскольку в то время бытовали представление о "дряхлости" мира,  пессимизм и ожидание близкой катастрофы. Оттон Фрейзингенский писал в своей "Хронике":"Мы видим, что мир дряхлеет, угасает и, если можно так сказать, готов уже испустить дух".  Стареющий мир усыхает и тоже самое происходит с людьми. " В стародавние времена люди были красивы и большого роста, - писал в начале 13 века Гийом Провенский, - а ныне это дети и карлики".



                                                 

Возможно, что это одна из причин изображать человека современного меньшего роста, чем святых древности, как представителей иного, лучшего мира.





И еще это было продолжение традиции, сложившейся в христианском искусстве с ранних времен, о чем я упоминала в постах о византийском искусстве когда-то : рост изображаемого отражал его статус. Император всегда больше ростом.  Донаторы меньше ростом, чем святые, традиция постепенно менявшаяся,  у Джентиле да Фабриано, 14 век ( которого я недавно показывала, что делать, вот люблю его)



Канцлер Ролен у Яна ван Эйка уже равновелик Мадонне, 15 век.
                    

На стенах собора скульптура разновелика и подчинена  месту, но и в мелком масштабе фигура Христа , сцены чуда с пятью хлебами, насытившими всех,  крупнее чем фигура ученика.

                                            

Каждому свободному месту - свой масштаб изображения.



Стоит еще упомянуть о атрибутике, которая сопровождала изображения святых . Вся эта символика была понятна человеку средневековья. Атрибуты подсказывали  имя святого. Если держит ребенка на руках (Иисуса) , значит - Антоний Падуанский. Был бы с двумя детьми - был бы святой Евстасий. Если держит ягненка - Иоанн Креститель. Два ключа - святой Петр. Вот, почему у ключника рая два ключа ? Есть вторая дверь или запасной, чтобы не потерять ?



В православной традиции святых подписывали. Было ли это показателем большей грамотности творцов или  молящихся, сложно сказать.



Лев - святой Адриан, Иеремия или Марк. Лев и ворон - святой Винсент.







Одна собака - святой Бернард.



Две - уже кто-то другой.                                          

                                            





Имеющий уши да услышит слово Божие.

                                             

                                             

                                             

Изображение атрибута отдельно тоже существовало. Белая роза - символ невинности Девы Марии, красная - её милосердия. Единорог - тоже символ Девы Марии. Рыба - Иисуса Христа. Поросенок с колокольчиком - святого Антония, поскольку только монахам-антонианцам разрешалось пасти свиней там, где запрещалось другим и они отличались от прочих колокольчиками.Книга ( Библия) - общий атрибут аббатов и аббатисс.
Самые известные атрибуты, - обозначающие евангелистов : телец, лев, орел и ангел. Пришли они из видения пророка Иезекииля, к которому пришел тетраморф с четырьмя лицами: человека, быка, орла и льва.



Готическое искусство интересно еще гротесками, которые появились уже в романский период.  Многое было взято из античного искусства и успешно прижилось на стенах соборов. Это существа, сочетающие в своих телах человеческие и звериные формы: кентавры, сирены, наконец, чудовищные зооморфные гибриды: грифоны, гидры, василиски, аспиды, единороги.



                                                         

Фантазия мастеров породила и новых персонажей, соединяя все со всем : полулюди - полурыбы, полулюди- полудраконы и т.д. Не смотрите дети Босха на ночь, вам такое приснится.
Гаргульи - водостоки на крышах соборов, название родилось как звукоподражание бегу скатывающейся воды, обычно фантастического вида существа.



Еще были популярны гротескные изображения уличных шутов, жонглеров, акробатов, дрессировщиков животных.
Обычно они находились на периферии, заполняя собой не важные  куски, иногда на замковых камнях сводов, иногда в орнаменте декора. Пожалуй, один из самых интересных на эту тему, гротеск гробницы Медичи Микеланджело. Его можно и не заметить, будучи поглощенным разглядыванием совершенной скульптуры, но он , как 25 й кадр, проскакивает в подсознании и вызывает безотчетное неудобство.  Такой вот привет из готических времен.

                                       

Орнаментальный декор заплел стены и колонны, но в нем притаились таинственные существа.



И, поскольку на стройке работало много подмастерьев, то в трактовке второстепенных сцен можно заметить простонародные черты и отражение реалий окружающей жизни.



                                                 

А, может быть, и автопортреты.



В гротескном виде изображались аллегории пороков, часто это фигуры, которые корчатся в ногах у добродетельных святых. И еще - обидчики, римские императоры, отправившие святых на мученическую смерть. Тут им воздается за это, справедливость торжествует.



                                                  

Огромное количество мелких сюжетов и фигур в обрамлении арок могут быть тоже внимательно "прочитаны".



Мавр, традиционный участник шествия волхвов.





Что это за чудище, что оплакивает усопшего святого ?







                                               





Растительный декор во времена готики обогатился изображениями местных растений помимо традиционных христианских винограда и оливы, пальмы и аканфа. Справа заметны дубовые листья.





Ежевичник
                                                             

                                                             

Еще одной особенностью готических храмов была раскраска частей, доступных рассмотрению, как и в романской архитектуре. В этом есть схожесть с греческой архитектурой. Скорее всего, что так же, как на статуэтках из слоновой кости этого времени тонировали губы, волосы, зрачки, некоторые складки одежды.

Теперь мы пойдем внутрь собора.

Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments