ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Шартрский собор (скульптура)

Оригинал взят у philologist в Шартрский собор (скульптура)
Оригинал взят у vita_colorata в Шартрский собор (скульптура)

                                                                     …Здесь всё есть символ, знак, пример.
                                                                           Какую повесть зла и мук вы
                                                                           Здесь разберёте на стенах?
                                                                           Как в этих сложных письменах
                                                                           Понять значенье каждой буквы?
                                                                           Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч…
                                                                           Закрыта дверь. Потерян ключ.
                                                                                  Максимилиан Волошин. "Письмо". 1904 год

В этом стихотворении Волошин раздумывает о тайнах готических соборов. Современному человеку уже сложно понять, как воспринимал увиденное на стенах соборов средневековый человек, многое для нас загадочно, потому что непонятно для чего изображено.
Для человека Средневековья 10 тысяч квадратных метров стен собора, покрытые скульптурными изображениями - книга, которую можно прочитать. Конечно, эта книга - Библия с сюжетами из Ветхого и Нового заветов, хорошо известными, по проповедям священника. Не все, к тому же, умели читать. Однако трактовка библейских образов приближена к реалистическому изображению человека, даже можно судить по одежде фигур о моде того времени, например, отметить большие свисающие рукава. Прически, головные уборы эпохи.











12 век, время постройки собора был ознаменован еще шартрской школой философии с её представителями : Вильгельмом Конхезием, Тьерри Шартрским, Бернардом Сильвестром и Аланом Лилльским. Эти философы вернулись к идеям Платона, Конхезий писал с своих комментариях к Платону: " Красота мира - это всё то, что явлено в отдельных его элементах: звезды на небе, птицы в воздухе, рыбы в воде, люди на суше".
Идея,  что человек - часть космической гармонии, стала первой ступенькой на пути от романского искусства с обезличенной скульптурой к ренессанной. Во время готики появились индивидуальные черты, которые могли бы сказать о индивидуальном характере и зачатках психологии в изображении человека.



Можно заметить разницу между фигурами на самом старом западном портале и более поздних, южном и северном.

                                                         











Среди скульптур появляются образы почти портретные, как  например,стоящий слева юный рыцарь Святой Федор.

                                                 

                                                



                                                        

Можно даже представить себе, что скульптор при работе держал в голове образ какого -то увиденного в жизни человека.



                                                 

Позы и жесты многих скульптур очень естественны.



                                                 

                                                  

                                                  

                                                  

Посещение Марией Елизаветы.

                                                 

Или Григорий Великий с хорошо проработанными руками в выразительном жесте.



В скульптуре появляется живость жестов.



Тут хочется процитировать известного французского историка Жана ле Гоффа: " Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Жест уведомлял и обозначал позицию. В религиозной жизни значение его было еще больше. Жестом веры был Крест . Жестами молитвы были руки, сложенные, воздетые,руки скрещенные, окутанные покрывалом. Были жесты покаяния, когда ударяли себе в грудь, жесты благословения с возложением рук и совершением крестного знамения; жесты заклинания злых духов, воскурение. ...Церкви - это жесты в камне".





По скульптуре можно судить о представлениях человека того времени о прекрасном и безобразном. Прекрасное, разумеется было прерогативой ангелов, а безобразное - дъявола. Тут надо отметить, что в последующие века образ дъявола стал более многогранным, красивая женщина могла быть таким же дъявольским отродьем, поскольку её красота служила для совращения с пути истинного мужчин. На костер инквизиции отправлялись внушающие подозрение особи, как с врожденным уродством, печатью дъявола, так и подозрительно красивые.
Ангельская красота - это спокойствие черт, ангел не эмоционален. Цельность облика и пропорциональность . Изящество жестов.



Одной из самых известных скульптур собора является ангел с солнечными часами.

                                                     

                                                    

А рядом с ним примостился музицирующий осел. Отстал от бременских музыкантов.

                                                    

Пропорциональность во времена готики была несколько иного рода, чем во время ренессанса. Если во время ренессанса она гораздо ближе к золотому сечению, Леонардо рисует человека с головой в одну восьмую тела; то, в эти времена, "модными" были вытянутые пропорции и осанка в виде буквы S , что иногда приписывали узкой одежде того времени. Но, по совсем раздетой Венере Лукаса Кранаха ( одной из, у него их несколько), можно хорошо изучить "модельные"пропорции готических времен. Они близки к современной моде на худых плоскогрудых длинноногих манекенщиц.

                                                      

Вытянутые пропорции соответствуют представлениям о прекрасной пропорциональности.

                                                        

Дьявол, как символ безобразного, груб, волосат и вонюч. У него непропорционально большая голова, мохнатые ослиные уши, дикий взгляд, он корчит рожи, пасть с большими губами разинута, кривые короткие  ноги, большие пятки, лошадиные зубы. Лоб низкий и сморщенный, нос приплюснут, борода жидкая, козлиная, взъерошенная щетина на голове, горб на спине. В таком виде его начинают изображать с 11 века, позже он еще приобретает крылья нетопыря.



На южном фасаде можно увидеть с левой стороны ангелов с праведными душами, а справа - чертей с грешниками.

                                                        





В 13 веке активно развивались театральные мистерии, которые разыгрывали так же сцены из Библии,  в таких  постановках позже  появился образ Фауста, которого забирает черт,  по мотивам которых Кристофер Марло написал "Трагическую историю доктора Фауста", а Гете, позже, своего "Фауста". Народная легенда про чернокнижника , продавшего душу дъяволу за удовольствия имеет глубокие корни.
Скульптура словно разыгрывает перед зрителем мистерию, мы так и видим согрешивших , которых дъяволы утаскивают в ад. Кто-то еще судорожно хватается за мешок с богатством, от чертей не откупиться.  У одного из чертей на животе дополнительное лицо, образ , встречающийся не только тут.



                                                  

И еще мастерство скульптора заключалось в том, чтобы вписать все скульптурные фигуры в архитектуру, сохранить целостность восприятия архитектуры. Поэтому даже композиция из двух фигур - Авраама, который готовится принести в жертву Исаака, была объединена в единый цельный объем.



                                            

                                        
Продолжение следует...



Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments