ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

О сериале "Бесы". Мнение

Оригинал взят у philologist в О сериале "Бесы". Мнение
Оригинал взят у vita_colorata в Бесы. Фильм и книга.

Впечатления от новой экранизации "Бесов" немного улеглись и они неоднозначны. Сама попытка перенести такой сложный роман на экран кажется заведомо обреченной. Попробуй вычленить из наваристого  романного текста интригу ! При всей кинематографичности многих сцен ( сцена самоубийства Кириллова -  уже готовый сценарий) , непонятно, что же следует отшелушить, чтобы осталось впечатление большого произведения.
Конечно, любой роман можно свести к пересказу основной идеи и это делают.



Вот, например обозреватель сайта 7days.ru Анастасия Филатова пишет:"В далеком 1867 году в тихом провинциальном городе одно за другим происходят загадочные убийства и смерти — такой сюжет из криминальной хроники в свое время придумал Федор Достоевский. Над разгадкой этих преступлений бьется следователь Горемыкин (в исполнении Сергея Маковецкого».
( Персонаж вымышленный режиссером, видимо, для усугубления детективности сюжета)

Далее следует милый рассказ про то, как актер Матвеев учился профессионально обращаться с сачком для бабочек. Гламурненький Достоевский. Весь в кружавчиках, гераньках и патриархальных видах.  Я даже подумала, что Достоевского стоит снимать только в чб, чтобы не провоцировать излишнее любование  прошлым до победы исторического материализма.
Дозировать патоку.
Вспомнила в связи с бабочками историю. В питерском университете был когда-то слет языковедов. Одна немка докладывала о создании словаря Набокова. Она пропустила роман "Лолита" через компьютерную программы и сосчитала частоту употребления всяких слов в романе.Немцам со времен Карла Гаусса лишь бы что-то пересчитать. Сосчитала и на основе цифр составила словарь Набокова, выбрав самые употребляемые писателем слова. При этом выкинула слово "бабочка", потому что оно упоминалось только один раз.
Тут встала наша доктор наук Людмила Ковтун и сказала, что слово "бабочка" из Набокова никак нельзя выкинуть. Нонсенс.
Слово упоминается в сцене, когда дважды Гумберт едет с Лолитой на машине и бабочка погибает, ударившись о лобовое стекло. Красивая метафора. Для тех, кто понимает. Метафору достаточно применять один раз, она, как яйцо, хороша только свежая.
А в сериале красавец-злодей, почти Дориан Грей, Ставрогин ловит и ловит бабочек, сладострастно насаживает на булавки. Поскольку понять режиссерскую метафору должны все, даже тупые и еще тупее. Бабочки во всех смыслах этого слова сами на него летят.

Между тем, молодые актеры, снявшиеся в фильме, играют хорошо, вообще за кастинг можно ставить пятерку. И отдельное спасибо Тодоровскому-сыну за то что он регулярно открывает новые имена.

Федор Михайлович  сомневался, что можно превратить его роман в драму ( про кино он тогда и не мечтал ). В письме Оболенской от 20 января 1872 года он объяснил :" Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствии в драматической.Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме. Другое дело, если Вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или , взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет..."
Достоевский, можно сказать, сам подсказал что делать с "Бесами" - взять да выбрать какой-никакой эпизод, годящийся для постановки на сцене. Что и сделано. Режиссер, как скульптор отсек от глыбы все лишнее и оставил себе нужное.
Вопрос - является ли оставшееся еще творчеством Достоевского. У меня появилось ощущение, что это уже Акунин. Хотя есть в истории кино «Казанова Феллини» и «Король Лир» снятый Куросавой на японской почве. Но там вышло.
Сериал немного сродни бульварной литературе по формату, у него похожие правила игры.

Если вспомнить, что литераторы-современники, горячо принявшие первую книгу Достоевского "Бедные люди",  сильно ругали его за вторую, то можно прикинуть за что. Думаю,  что эстет Тургенев, критик Белинский почувствовали душок бульварного романа. Если оставить голую интригу "Бесов",  то можно найти общее с бульварным романом. Криминальная история, обязательные страсти-мордасти, красивые страдающие девушки и растлители, в общем джентльменский набор того, чем любят пощекотать нервы под семечки. Белинский критиковал за "искусственность и манерность слога".
Тургеневу, кстати, в романе досталось, он выведен под видом писателя Кармазинова в полном неприглядстве, исписавшийся недописатель.   Не забыл Федор Михайлович юношеские обидки, то, как Тургенев потешался над его неловкостью в свете и сомневался в писательском таланте. Белинский, кстати, тоже был "дик и неловок", но ему прощали. Обиду эту Федор Михалыч пронес через годы, бойтесь обижать писателей, они выставят вас в самом непригожем виде на суд истории.

Тот, кто после просмотра сериала, решится прочесть роман, столкнется с текстом, который придется покорять как Эверест. Надо иметь привычку к чтению, размяться сначала на "Муму". Понять без подсказки отчего собачку так зовут и взяться уже за психологию взаимоотношений героев Достоевского. Криминальная интрига закопана под обилием прочих событий, то, что начинается в фильме сразу же, в романе случится далеко не на десятой странице. Зато читающий узнает всю подноготную взаимоотношений старшей Ставрогиной и старшего Верховенского и поймет, что родители тоже баловались кружками с обсуждением всяких животрепещущих тем. "Говорили об уничтожении цензуры и буквы ъ, о заменении русских букв латинскими, о вчерашней ссылке такого-то, о каком-то скандале в Пассаже, о полезности раздробления России по народностям с вольною федеративною связью, об уничтожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепр, о крестьянской реформе и прокламациях, об уничтожении наследства, семейства, детей и священников, о правах женщины.."
Букву "ер" -таки убрали и заодно другие, даже название романа "Бесы"  пострадало.
А идея:»…если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма» - воплощена была стопроцентно.
 Детки- революционеры , гадкие мальчики,- словно раздвоившийся Тургенев.  С одной стороны, он похож на щеголя Ставрогина. По воспоминаниям Панаева :" Я встречал , еще до моего знакомства с ним, довольно часто на Невском проспекте очень красивого и видного молодого человека с лорнетом в глазу, с джентльменскими манерами, слегка отзывающимися фатовством. Я думал, что это какой-нибудь очень богатый и светский юноша, и был очень удивлен, когда узнал, что это -Тургенев."
Похоже, что Достоевский решил выполнить своё обещание при случае "затоптать всех в грязь", как он грозился со слов Григоровича.
С другой стороны, Тургенев с удовольствием пишет про нигилистов, слово даже придумал, сочувствует. Базаров – циничный тип, тоже бабочек потрошит.  Конфликт «отцов и детей» вполне конфликт Верховенского старшего и младшего.
И, что любопытно, маму Тургенева тоже звали Варвара Петровна, а папа, красавец-офицер был намного моложе и такой же приживальщик, как Верховенский при Варваре Петровне Ставрогиной. Неспроста такие совпадения. Наконец, Тургенев совратил девушку из дворни по молодости-глупости, прямо как Ставрогин.
Конечно,образы героев – собирательные.  Верховенского Достоевский слепил из террориста Нечаева, чье дело всколыхнуло Россию, сюжет убийства студента Иванова и послужил толчком для написания романа. И еще немного из Петрашевского.

Все эти былые личные обиды и криминальные хроники ушли бы в прошлое и стали только уделом пристального внимания достоевсковедов, но роман оказался актуальным.
Достоевский с одной стороны – защитник униженных-оскорбленных,  с другой – порицает революционеров, красный террор, оправдываемый нуждами революции, он не признает. Убивство оно всегда убивство. Каторга заставила кое-что пересмотреть.
Пламенные революционеры поняли это очень быстро, роман могли запретить, вступился Максим Горький в своей статье. Но всё советское время "Бесы" не попадали в собрания сочинений и вообще не очень печатались и скорее замалчивались. Вроде не запрещен, но на минуточку забыт.
Уж очень нехорош там революционер Верховенский, никак не герой-освобожденец подавленного класса, а ничтожество, для которого кружок зачинщиков – возможность проявить свои амбиции и добыть славу. А как известно: « не раздобыть  надежной славы покуда кровь не пролилась».
Название романа – приговор. Эпиграф из Евангелия от Луки уточняет: «Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло….» Сцена в четвертой серии, когда Верховенский после убийства Шатова танцует среди свиней, напоминает об этом. Танец – освобождение, он смог, убил, преодолел себя, стал сверхчеловеком. Раскольников тоже смог.

И сейчас многие могут. Ради идеи. Даже есть подозрение, что считают себя верующими в Бога при этом. Или верят, что им простится, поскольку они для отечества стараются.

Возможно, поэтому мне не нравится в фильме всё, что делает его более гламурным, чем роман. Всё, что отвлекает от страстности и накала текстов Достоевского, за что прощается некоторая невнятность развития сюжета и неровность глав и даже временами словесная каша в тексте, в конце концов : каша в голове - наше национальное блюдо.
Но есть главы бесспорно удавшиеся, сильные, и многие мысли не утратили свою злободневность.  То, что это попало на экран, несомненно хорошо. Горькая пилюля в розовой облатке, кто рискнет раскусить, будет помнить горький привкус.

Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments