ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Сущность и задача масонства с точки зрения духовной науки. Первая лекция

Оригинал взят у philologist в Сущность и задача масонства с точки зрения духовной науки. Первая лекция
Сегодня масоны говорят: мы имеем символы, которые обозначают то-то и то-то. Однако оккультный символ – это такой символ, который охватывает волю человека и переходит в астральное тело. В той мере, в какой наша культура стала культурой рассудка, масонство утеряло свое значение.



Рудольф Штайнер

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧА МАСОНСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДУХОВНОЙ НАУКИ

Первая лекция Берлин, 2 декабря 1904

Сегодня, как уже было оговорено, я хочу дать краткий обзор различных ритуалов и орденов в масонстве. Конечно, я могу сообщить вам только самое существенное о масонстве, так как эта область является очень обширной и предмет оброс бесконечно многим несущественным. Основу всего масонства мы должны видеть в Храмовой легенде Хирама-Абифа, или Адонирама, о которой я уже говорил при обсуждении Ордена розенкрейцеров. Вся полнота того, что называют тайной и тенденцией масонства, выражается в этой легенде Храма. Она приводит нас к некоему роду генезиса, к учению о происхождении человека. Проведем еще раз основные черты этой легенды Храма перед нашими душами.



Один из элохимов соединился с Евой, и из этого брака одного из божественных творцов с Евой произошел Каин. Затем другой элохим – а именно, Иегова, или Адонай, – создал Адама, которого надо представлять себе как первоначального человека третьей коренной расы. Адам соединился с Евой, и от этого брака произошел Авель. Таким образом, при начале человеческого рода мы имеем два исходных пункта: Каина, прямого отпрыска одного из элохимов и Евы, и Авеля, который при помощи божественно созданного человека, Адама, оказывается, собственно, человеком Иеговы.

Всё воззрение, которое лежит в основе истории творения, данной в легенде Храма, исходит из того, что Иегова имеет некий род вражды против всего, что идет от другого элохима и его отпрысков, сынов огня, – так называют в легенде Храма потомков Каина, – и что он создал раздор между Каином и его родом и Авелем и его родом. Следствием этого было то, что Каин убил Авеля. Эта пра-вражда, которая имеется между теми, кто свое бытие имеет в качестве некоего божественного дара, и теми, кто всё вырабатывает сам. То, что Авель жертвует богу Иегове животных, а Каин – продукты земли, – это и в Библии указывает на противоположность, существующую между родом Каина и родом Авеля. Каин должен посредством тяжелого труда отвоевывать у земли ее плоды, необходимые человеку; Авель же берет то, что уже живет, что уже приготовлено к жизни. Род Каина, так сказать, создает живое из неживого; Авель берет уже живое – то, во что уже вдохнули жизнь. Жертва Авеля приятна Богу, жертва же Каина – нет.



Таким образом, мы видим, что через Каина и Авеля характеризуются два рода людей. Один – тот, который принимает приготовленное Богом, другой – свободное человечество, которое обрабатывает землю и старается получит живое из неживого. Такими сынами Каина считают себя те, кто принимает легенду Храма и хочет жить в смысле этой легенды. От рода Каина происходят все, кто создает собственно человеческие искусства и науки: Тубал-Каин – первый строитель и бог кузнецов и орудий; и тот Хирам-Абиф, или Адонирам, герой легенды о Храме. Этот Хирам был призван царем Соломоном, который знаменит своей мудростью и, следовательно, принадлежит к роду сынов Авеля, получивших мудрость как дар от Бога. Так при дворе Соломона вновь обновляется противоположность: мудрый Соломон, и Хирам – свободный работник, который свою мудрость выработал человечески.
Соломон призывает к своему двору Балкис, царицу Савскую и когда она появляется при дворе, то видит здесь нечто, наподобие статуи, созданной из золота и драгоценных камней. Как подаренный богами, так предстает он, подобно монументу, царице Балкис. Когда она с изумлением созерцает великое произведение, Храм Соломона, она хочет узнать строителя и познакомиться с ним. Из одного лишь взора, который бросает на нее строитель, она познает всю ценность Хирама. Соломона тотчас же охватывает ревность к Хираму. Она особенно возрастает, когда царица Балкис, требует, чтобы ей показали всех работников, принимавших участие в строительстве храма. Соломон объявляет это невозможным; Хирам же, напротив, исполняет это. Он поднимается на гору, делает мистический знак "тау", и вслед за этим сходятся все работники. Воля царицы исполнена.

Поэтому Соломон не склонен противодействовать преследователям Хирама. Сирийский каменщик, плотник-финикиец и еврейский рудокоп были враждебно настроены по отношению к Хираму, так как эти три подмастерья никак не могли узнать от него слово мастера. Слово мастера – это то, что сделало бы подмастерьев способными строить самостоятельно. Это слово мастера является тайной, которая становится уделом только способных. Поэтому они замыслили против Хирама зло.

Для этого представился случай, когда Хирам-Абиф захотел отлить свой шедевр – рудное море. Движение воды должно было быть удержано в форме. Движущееся море должно было быть живо, искусно удержано в неподвижной форме. Это имеет большое значение. Три подмастерья сговорились, при отливке сделать так, что вместо того, чтобы отлиться в форму, руда растеклась бы по окружению. Хирам после этого хотел подливанием воды задержать огонь, однако, в результате металл разметался по воздуху и затем опустился в виде огненного дождя страшной силы. И тут Хирам ничего не мог поделать. И вдруг раздался голос: Хирам! Хирам! Хирам! – Этот голос потребовал, чтобы он бросился в огненное море. Он сделал это и опускался все глубже, до центра Земли, где находился первоисточник огня. Тут он встретил двоих родоначальников: Тубал-Каина и самого Каина. Каин был осиян лучами Люцифера, ангела света. Здесь Тубал-Каин передал Хираму молот, который обладал волшебной силой все восстанавливать, и сказал ему: "У тебя родится сын, вокруг которого соберется народ знающих, и ты станешь родоначальником тех, кто приходит из огня, который делает их исполнителями мудрости и мыслей". – Рудное море было опять восстановлено молотом.



Затем Хирам вновь встретил царицу Балкис перед городом. Она стала его супругой. Однако, он не смог удержать ревность Соломона и трех подмастерьев. Три подмастерья убили его. Он смог спасти только треугольник, на котором было вычеканено слово мастера, бросив его в глубокий колодец. Затем Хирама похоронили и посадили на его могиле ветку акации. Эта ветка акации выдала могилу Соломону. Нашли и треугольник. Его закрыли и погребли. Только немногие (27) знают это место. Было условлено: первое слово, которое прозвучит, после нахождения трупа, будет новым словом мастера. Это новое слово мастера стало масонским. Они возводят свое начало, с определенным правом, к этой легенде Храма, к тем древним временам, когда царь Соломон построил Храм, как пребывающий памятник того, что является тайной пятой коренной расы.

Теперь мы должны понять, что может быть достигнуто, познано масонством для человечества. Это не так легко. Некоторые, узнав нечто о сложных ритуалах посвящения в масонство, могут спросить себя: разве не очень тривиально и пустячно то, что тут происходит в качестве церемонии посвящения?

Сейчас я представлю вам нечто из ритуала принятия в Иоанново масонство. Представьте себе, что кто-то решил стать Иоанновым масоном. Тут имеются три степени: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. После этих трех степеней начинаются более высокие степени, которые вводят в оккультные знания. Я теперь опишу вам, как принимались в степень ученичества. – Когда кандидата в первый раз ведут в Храм каменщиков, то брат-смотритель сначала ведет его в темное, мрачное помещение. Здесь его на несколько минут оставляют одного, где он предается своим мыслям. Затем у него отбирают все металлические предметы – то, что из золота, серебра и других металлов он имеет при себе, разрывают платье у колен, затем на левом ботинке отбивают каблук. В этом состоянии его ведут в другую комнату, к собравшимся братьям. Затем вешают ему шнур вокруг шеи, после того обнажают ему грудь и перед грудью держат обнаженный меч. В таком состоянии он предстает перед мастером. Мастер спрашивает его, остается ли он при желании быть принятым. Затем его серьезным образом предостерегают и, в ходе дальнейшего подготовления, объясняют ему значение отбивания каблука и т.д. От трех вещей он должен отказаться. Если он эти три вещи имеет при себе, он никогда не сможет стать масоном. Ему говорят: если ты имеешь какую-то степень любопытства к чему-либо, то сразу же оставь этот дом. Во-вторых, ему говорят: если ты стыдишься познать все свои ошибки и недостатки, то сейчас же оставь этот дом. И в третьих, ему говорят: если ты не можешь подняться к тому, чтобы не замечать никакого неравенства между людьми, то оставь сейчас же этот дом. Эти три вещи требовались строжайшим образом от каждого.



Затем перед ним ставят некий вид рамы и его бросают сквозь нее, одновременно он слышит неприятный шум, так что он пролетает сквозь нее с неприятными чувствами. При этом ему кричат в след, что он падает в ад. В этот миг, когда он падает захлопывается люк, так что ему внушается ощущение, что он находится в совершенно удивительном окружении. Затем ему делают маленький надрез на коже, так что вытекает кровь, одновременно стоящие вокруг производят булькающие звуки, так что у него возникает впечатление, будто он теряет много крови. Затем идут три удара молотом мастера. То, что он, начиная с этого момента, услышит в ложе, он должен рассматривать как строжайшую тайну. Если он выдаст что-нибудь из этого, его принадлежность к вольным каменщикам изменится так же, как напиток, который ему преподносят: сладкий с одной стороны, но горький с другой. Напиток находится в искусном сосуде, так что с одной стороны он сладкий, а при повороте сосуда может стать горьким. Это символизирует то, каковы будут для него последствия измены.

После этого, в помещении, которое освещено очень скудно, его подводят к лестнице. Эта лестница устроена так, что она движется, и спускаясь по ней верят, что спустились довольно глубоко, тогда как спустились весьма незначительно. Так же обстоит дело, когда он падает. Он падает на малую глубину, но верит, что упал в глубокий колодец. Когда он приходит, ему указывают, что это является значительным этапом для него. Кроме того, перед лестницей ему завязывают глаза. Затем брату-смотрителю задают следующий вопрос: "Брат-смотритель, находишь ли ты соискателя достойным вступить в вольные каменщики?" – Если тот дает положительный ответ, у него спрашивают: "Чего ожидаешь ты от вступления для него?" На что тот должен ответить: "Света!" – Тогда, у кандидата снимают повязку с глаз, и он оказывается в освещенном помещении. Затем ему задают основной вопрос: "Знаешь ли ты твоего мастера?" Он отвечает: "Да, он одет в желтую куртку и синие брюки". – Синие брюки означают положение. Затем он получает три знака ученичества: знак, жест и слово. Знак – это символ, наподобие оккультных знаков… Жест состоит в том, что ему показывают особый жест руки, которым он должен приветствовать людей. Жесты являются разными у подмастерьев и у мастеров. И слово, сообразно со степенью, является разным. Мне не подобает говорить "слова".

После этого кандидат допускается к ученичеству. При вступлении его еще спрашивают: "Сколько тебе лет?" Он отвечает: "Еще нет семи". – Он должен пройти еще семь лет ученичества, и затем он переходит на ступень подмастерья.



Когда кто либо продвинулся так, что может быть выдвинут в мастера, тогда посвящение является особо трудным. Существенное состоит в том, что содержащееся в легенде Храма, действительно совершается над посвящаемым. Тот, кто хочет стать мастером, ведется в одну из комнат ложи, где он должен лечь в гроб и повторить судьбу строителя Храма. Тогда ему сообщается знак, жест и слово. В качестве слова, служит то слово, которое, при обнаружении трупа Хирама, было сказано как слово мастера. Отличительные знаки мастера невероятно сложны. Узнавание происходит посредством многих форм и движений.

Мастера вольных каменщиков именуют себя и "детьми вдовы". Так эта община мастеров производит себя непосредственно от манихеев. Я еще буду говорить о связи манихейства с вольными каменщиками.

Задачи масонства связаны с задачей всей нашей пятой коренной расы. Конечно, с точки зрения сегодняшнего рационалистического человека вы можете всё, что я говорил о посвящении ученика, воспринимать как шутовство, маскарад и комедию. Однако, это не так. Всё, о чем я говорил, это внешне символические действия, однако, в определенном отношении, они являются отображением древних оккультных процессов, которые совершались в мистериях, причем, прямо на астральном плане. И посвящение в степень мастера, положение в гроб и т.д. фактически являются тем, что разыгрывается на более высоком плане. Однако, в масонстве это совершается чисто символически.

Могут спросить: для чего все это нужно? – Масон должен сознавать, что на физическом плане надо работать так, чтобы сохранить связь с высшими мирами. Может быть у масона нет других мыслей, по сравнению с обыкновенным человеком, но он имеет другие чувства. Чувство связано с символическим явлением и это не безразлично, вызывается ли такое ощущение, такое чувство, или нет, так как оно соответствует определенному ритму на астральном плане.



Смысл первого действия – отбирания металлических предметов – состоит в следующем: человек не должен иметь при себе ничего, что он сам не выработал. Иметь такое ощущение – это важно и существенно для того, кто уже обратил свое внимание на значительность символики. У него должно также оставаться воспоминание о разорванных на коленях брюках. Ему следует думать о том, что он должен так поставить себя в жизни, как будто он вступает в человечество совершенно голым. Также и отбивание каблуков ему должно всегда напоминать, что хотя он будет сильным в масонстве, он все же еще имеет ахиллесову пяту. Все последующие действия, по-существу, имеют значение, прежде всего, в связи с тем неприятным чувством, которое возникает, когда к груди приставляют остро отточенный холодный меч. Это чувство в течение некоторого времени уплотняется до внушения, так что в значительные моменты он вспоминает, что должен иметь хладнокровие. То, что он должен принимать на себя всю ответственность за то, что делает, символизируется тем, что на его шею повязывают шнур, который всегда может быть стянут. Присутствие духа должно быть вызвано всеми этими процедурами с люками, лестницами и т.д. Это определенные процессы, которые в мистериях совершались совершенно иначе, так как они происходили на астральном плане.

Затем ученик должен дать клятву. Всё вокруг при этом выглядит устрашающе, мрачно, помещение освещается только несколькими бликами света. Я прошу осознать всю многозначительность этой клятвы: "Я клянусь, что ничего не выдам из слова, знака, жеста, из того, что с этого момента будет сообщено внутри этой ложи. Если бы я выдал что-нибудь, я позволяю каждому брату, который узнает об этом, перерезать мне горло и вырвать язык". Это – клятва, которую дают ученики. Еще ужаснее клятва подмастерьев, которая позволяет разрезать грудь, вырвать сердце и бросить на съедение птицам. – Клятва мастера так ужасна, что ее нельзя повторить.

Эти вещи совершаются для того, чтобы вызвать определенный ритм ощущений в астральном теле. Следствием этого является то, что на дух человека оказывается влияние определенным интуитивным образом. Это влияние на дух интуитивным образом было в древности собственно целью масонского посвящения, – масонство действительно является древним. В древности вольные каменщики действительно были каменщиками. Они выполняли всё то, что относится к делу каменщика. Они были строителями храмов, строителями общественных зданий в Греции. В Греции их называли дионисиками .



Это были те, кто служил храму Диониса и строил общественные здания. В Египте они были строителями пирамид, в древнем римском государстве – строителями городов. В средневековье они строили соборы и храмы. С ХIII-го века они начали строить также и независимо от духовенства. С этого времени появилось выражение "вольные каменщики". До того они состояли на службе религиозных обществ. Они были собственно строителями.

Будем исходить из мысли, что они были строителями пирамид, мистериальных храмов, церквей. Вы легко убедитесь, – а именно, если прочитаете Витрувия , – что в прежние времена способ изучения архитектуры был совершенно отличным от нашего. Изучали не так, как сегодня, когда производят расчеты; но то, что сообщалось, было определенными интуициями, выраженными в символах. Если вы почитаете в "Люцифере", как строили Лемурийцы, какой сноровкой они обладали, тогда вы получите представление о том, как тогда строили. Подражать тому, как строили в древности, сегодня уже невозможно. С удивлением стоим мы перед китайскими постройками, перед постройками вавилонян и ассирийцев, и знаем, что им была неизвестна математика нашего времени. Мы имеем чудесное произведение инженерного искусства – Морисское озеро в Египте. Это водоем, построенный для того, чтобы собирать воду и при надобности, по искусственно сделанным каналам, распределять по стране. Он построен без посредства сегодняшнего инженерного искусства. Удивительная акустика, которой обладают древние постройки, была выполнена таким образом, на какой сегодняшняя архитектура не способна. Так что тогда строили интуитивным, а не рационально-рассудочным образом.



Этот род архитектуры был взаимосвязан с познанием всего космоса. Если взять египетские пирамиды в их измерениях, то они состоят в связи с определенными измерениями небесного пространства, с расстоянием между звездами в небесном пространстве. Вся конфигурация небесного пространства отображалась в таких постройках. Имелась связь между отдельным строением и небесным куполом. Тот таинственный ритм, который является нам при созерцании звезд, когда мы смотрим не просто чувственными глазами, а интуитивным взором, которому открываются более высокие отношения, – этот ритм первые архитекторы встраивали в свои строения, так как они строили, исходя из мирового целого.
Этот род строительного искусства тогда передавался иначе, подобно тому, как сегодня у некоторых диких племен имеется совершенно иное преподавание врачебного искусства, нежели у нас. Наше преподавание основано на рассудке. У диких племен врач получает образование не так, как у нас, а так, что у него вырабатывается определенная оккультная сила. Он должен пройти через телесное воспитание, которое для нервных и жалостливых людей нашей культуры представляется устрашающим. В нем оно вырабатывает невосприимчивость к удовольствию и боли, а кто невосприимчив по отношению к ним, в том одновременно развиваются оккультные силы. Величие, которое первоначально было свойственно обучению астрального тела, было способно вести к той большой силе, которое обозначают, собственно, как королевское искусство, заимствованное от великих символов измерения неба.

Так вы получаете представление о том, чем было интуитивное познание, и вы понимаете, что оно должно было перерасти свою собственную задачу. Оно должно было потерять свое значение в той мере, в какой мир становится рациональным. Оно имело значение в то время, когда еще развивалась четвертая подраса. С приходом пятой подрасы, каменщичество потеряло свое значение. Сегодня вольные каменщики уже не являются каменщиками. Теперь каждый может быть принят. Для оккультистов символы имеют реальное значение. Символ, который является просто символом, просто отображением, не имеет никакого значения; значение имеет только такой символ, который может стать действительностью, может перейти в силу. Если символ так действует на духовного человека, что посредством этого высвобождаются интуитивные силы, тогда это действительный символ. Сегодня масоны говорят: мы имеем символы, которые обозначают то-то и то-то. Однако оккультный символ – это такой символ, который охватывает волю человека и переходит в астральное тело. В той мере, в какой наша культура стала культурой рассудка, масонство утеряло свое значение.



Затем существуют еще более высокие степени, которые начинаются с четвертой степени и доходят до девяностой, до девяносто шестой степени. От нижних трех значение постепенно перешло на высшие степени. Осталось нечто подобное осадку в том, что называют "Royal Arch", который и сегодня существует в масонстве. Об этих светлых и некоторых теневых сторонах мы будем говорить в дальнейшем.




Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments