ace1962 (ace1962) wrote,
ace1962
ace1962

Прокл Диадох и поздняя афинская академия

Оригинал взят у civil_disput в Прокл Диадох и поздняя афинская академия

Афинская школа неоплатонизма, наследница Академии Платона, существовала в IV – VI веках нашей эры. Основателем ее был Плутарх Афинский, про которого древние авторы пишут как о том, кто восстановил догматическое учение Платона в Академии. Год рождения Плутарха неизвестен, а умер он в 432 г. Известно, что свой род он возводил к знаменитому античному историку Плутарху Херонейскому. Его однако нельзя считать создателем учения поздней Академии в законченном виде. Упоминаний о его трудах не слишком много, а его взгляды частенько оспариваются. До нас не дошло ни одного сочинения человека, которого Прокл называет «пращуром» или «вождем нашим и наших учителей».
По мнению большинства исследователей, создателем учения поздней школы следует считать не Плутарха, а Сириана, учителя Прокла, и самого Прокла. Ссылкам на Сириана у Прокла и других неоплатоников нет числа. При этом биографические сведения о Сириане и его современная библиография крайне скудны. Известно, что он родом из Александрии, что он много комментировал Аристотеля и Платона. Точные даты жизни неизвестны. На сегодняшний день наука располагает только одним его комментарием к Метафизике Аристотеля, а также к менее значительным филологическим трактатам римских риторов.
Как нет числа ссылкам на Сириана, так нет и предела восхищению Прокла своим учителем. Он называет его отцом и говорит о нем следующими словами: «[Сириан] после богов является для нас вождем всего прекрасного и благого», или «…наш вождь, воистину Вакх, который в особенности вдохновлялся Платоном и вплоть до наших дней донес это чудо и восхищение перед платоновой теорией». Сириан, единственный философ, наряду с Платоном, учение которого Прокл считает полученным непосредственно от богов.
Воззрения же самого Прокла исследователи прямо отождествляют с воззрениями Сириана.
Прокл – самый важный для нас сколарх (ректор) поздней Академии родился в 410 г. в Константинополе в семье богатого адвоката, и умер в 485 г. в Афинах. Считается, что он еще застал Плутарха, и что Плутарх даже занимался с ним лично. До Афин Прокл жил и в Александрии, где изучал логические трактаты Аристотеля, он также пережил изгнание из Афин, что было связано с его трудом «Возражения против христиан», работа эта не сохранилась.
Как философ Прокл интересен двумя моментами.
Первое. Он стремится превратить платонизм в универсальную философскую систему, способную интерпретировать все известные физические и метафизические факты. В качестве примера такой системы, относящейся уже к новому времени, можно назвать философию Гегеля, который, в отличие от своих современников и многих позднейших философов весьма положительно отзывался о неоплатониках и заимствовал их идеи, излагая их на языке новой эпохи и сопровождая примерами из области новейших достижений частных наук.
Второе. Прокл в своих оригинальных сочинениях и комментариях пытается доказать, что философия Афинской школы это одновременно и теология, и что мир в иной теологии не нуждается. К сочинениям такого рода относится его «Первоосновы теологии».
Мы продолжим разговор о Прокле описанием его методологии, где совмещаются его устремления к универсальному и божественному.
Как полагали поздние неоплатоники, ученик должен начинать с освоения логических методов, чтобы оказаться в состоянии постигнуть истину и не погрязнуть в пучине лжи, изобличению которой в первую очередь и служит логика.
Помимо логики, ученик философов, должен быть также искушен в физических теориях.
Такого рода подготовительная работа подразумевала детальное изучение логических, физических и этических трактатов, принадлежащих перу Аристотеля и других перипатетиков.
Перипатетическая школа оказывается у Прокла введением в собственно учение Платона, а не его развитием – как полагают многие современные философы.
Ознакомившись с вводной частью, ученик приступает к основному курсу – сочинениям Платона. И здесь нас ожидает другая неожиданность. Все и любые сочинения Платона Прокл рассматривает в рамках одного предмета: метафизики, или науки о действительных предметах.
О чем бы ни писал Платон, он пишет, по мнению Прокла, о метафизике, то есть о том, что обладает вечным неизменным бытием, в отличие от преходящей непостоянной земной жизни – это действительные или высшие предметы или наука сущих (истинно существующих).
В человеке истинно существующим является лишь душа.
Программа чтения Платона, по мнению Прокла, должна быть выстроена в следующем порядке: Алкивиад I, Горгий, Федон, Кратил, Теэтет, Софист, Политик, Федр, Пир, Филеб, Парменид.
Достаточно любопытно, что Прокл не включает в эту схему Государство. Это свойственно и другому неоплатонику Ямвлиху, главе сирийской школы.
О Государстве Прокл, впрочем, оставил комментарии, где рассматриваются по сути только два предмета: рассуждения Сократа о мифологии – это кажется Проклу более интересным, нежели все остальное; а также интерпретация метода диалектики.
Диалектика понимается в духе VII книги Государства – как искусство восхождения к беспредпосылочному началу и как последующее его раскрытие во все множество родов и видов действительных предметов.
Комментарий к Пармениду начинается следующими словами:
«Я молю всех богов и богинь, чтобы они обратили мой ум к исследуемой теории и, возжегши во мне лучезарный свет истины, открыли мой рассудок для постижения науки сущих, и отворили врата моей души для восприятия боговдохновленного учения Платона; чтобы, устремив мое знание к более всего очевидному в сущем, они уберегли меня от любой мнимой мудрости и от блуждания вокруг не-сущего силою умного исследования сущих, подле одних лишь которых питается и орошается око души, как об этом говорит Сократ в «Федре»; чтобы умопостигаемые боги даровали мне совершенный ум, умные – возвышающую силу, сверхнебесные вожди всего – несокрушимую и свободную от материальных знаний энергию, владыки космоса – окрыленную жизнь, ангельские хоры – подлинную явленность божественного, благие демоны – исполненность исходящим от богов дыханием, герои же – величественное, благочестивое и возвышенное расположение души.
Я молю, чтобы все божественные роды вместе взятые всецело подготовили меня к восприятию мистической теории Платона, предназначенной, прежде всего, для высшего круга посвященных в Элевсинские мистерии».
Нетрудно заметить, что философия в представлении Прокла оказывается равной теологии. Поскольку все действительные предметы философии, которым свойственно вечное неизменное бытие, понимаются как боги, либо как то, о чем боги вершат промысел, то обсуждение этих предметов подразумевает необходимость каким-то образом высказываться о богах, т.е. необходимость и теологии.
Философия, по мнению Прокла, является пред-знанием о мире, или знанием о намерении божественного в отношении мира, в отличие от знания физики (естественных наук) может проявляться в форме религии, поэзии, геометрии, пифагорейской нумерологии, либо в форме метафизики.
При этом учение Платона Прокл называет мистическим, предназначенным для посвященных. Идет ли речь о диалогах, которые могут быть по-разному интерпретированы, но едва ли могут быть восприняты как нечто мистическое?
Очень интересно мысль Прокла интерпретировал Мартин Хайдеггер: учение Платона – это несказанное в сказанном.
Сказанное – это идеи, выраженные в форме текста. Текстовые идеи являются масками, ликами эйдосов – действительных предметов, находящихся вне изменчивого мира. Сказанное – идея, несказанное – эйдос, действительный предмет, который не обладает бытием, но тем не менее, существует. Он сущее, но не принадлежит миру слов, текстов.
В современной разговорной интерпретации – это нечто вроде смысла.
Такое понимание мистики Платона, как мне кажется, достаточно близко стоит к тому, как ее понимал Прокл. Он достаточно определенно говорит о том, что тексты Платона – это аллегории, которые не следует понимать прямо, буквально. И, конечно же описание эйдоса при помощи текстовых идей, и сам эйдос как таковой, это разные вещи.
Эти разные вещи, однако, принадлежат единому. Нельзя говорить о дуализме вещей и эйдосов. Мир – это Единое.
В этой связи интересно, как Прокл решает проблему Зла, чтобы избежать дуализма Добро - Зло. Зло по Проклу не есть Сущее. Оно оказывается не только вне физики, но и вне метафизики. Это иллюзия, однако, такая иллюзия, которая существует подле истины, и подражает истине.

Литература:
Прокл, Комментарий к «Пармениду» Платона, «Мiръ», СПБ, 2006, подготовка издания, комментарии, научный аппарат Л. Ю. Лукомского.
Subscribe
promo ace1962 march 11, 2014 13:57 8
Buy for 100 tokens
Данный документ является одним из немногих документов Древнейшей Цивилизации, которые могут пролить свет на причины Последней Войны и последующей гибели Древнейшей Цивилизации Письмо патриота президенту Путину Дорогой президент Путин! Владимир Владимирович! Мы, патриоты России с восторгом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments